5 января 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен Годом экологии. Более ранним указом (от 01.08.2015 г.) 2017 год в нашей стране также был объявлен Годом особо охраняемых природных территорий. Цель этого решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической и природоохранной сферах, улучшить состояние экологической и природоохранной безопасности.
Экология, в современном ее понимании, сформировалась во второй половине ХХ века, когда с помощью прогрессивных технологий возросло вмешательство человека во все сферы природы, в результате чего произошло резкое ухудшение состояния экологических систем. Сам термин «экология», определяющий ее как «науку о взаимодействиях организмов между собой и с окружающей средой», был впервые введен в научный оборот в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. По мере развития зоологии и ботаники происходило накопление фактов экологического содержания, и в конце XIX века экология сформировалась как самостоятельная биологическая дисциплина. Уже тогда людей волновали проблемы загрязнения окружающей среды, влияния деятельности человека на природу и ее защиты. В эти годы стали появляться работы, посвященные состоянию природных ресурсов, проблемам утилизации и переработке отходов, очистке питьевых и сточных вод, защите животных и др.
В предлагаемом ресурсе представлены оцифрованные книги XIX – начала XX веков, посвященные ряду актуальных проблем, связанных с вопросами природопользования, деятельности первых общественных организаций в сфере охраны природы. Значительное место отведено работам, изданным в Нижнем Новгороде, или посвященным проблемам природопользования Нижегородской губернии. Эти издания несут в себе уникальную информацию о состоянии природной среды нашего края и ее использовании в прошлом.
Знакомство с историческим аспектом формирования и решения «экологических» проблем позволяет проследить зарождение научных экологических исследований в нашей стране, истоки и традиции экологического мировоззрения, а также использовать данный ресурс в процессе экологического воспитания и просвещения.